Слейте охлаждающую жидкость из дизеля. Снимите заднюю крышку капота, бачок пускового двигателя, фильтр турбокомпрессора, воздухоочиститель и турбокомпрессор. Открепите бензопровод бензобачка пускового двигателя 17-23сп от задней головки. Снимите опору задней крыши капота и кронштейн управления дизелем. Отсоедините от головки впускной и выпускной коллекторы и снимите их с дизеля. Отсоедините и снимите сливную трубку от форсунок. Снимите топливопроводы высокого давления Т-170. Закройте все отверстия для предохранения от попадания в них пыли и грязи. Снимите форсунки, наденьте на распылители защитные колпачки. Отсоедините от водоотводной трубы перепускную трубу и снимите водоотводную трубу. Отверните гайки крепления колпаков и снимите колпаки с прокладками. Отсоедините трубки подвода масла от валиков коромысел. Отверните со шпилек гайки крепления стоек коромысел и снимите стойки вместе с валиками и коромыслами клапанов. Удалите штанги толкателей и штанги декомпрессора. Снимите основания колпаков с прокладками. Отверните со шпилек пятнадцать гаек крепления головок цилиндров к блоку и снимите рым-проушины.
Снимите головки цилиндров 51-02-3сп и уложите их на верстак. Для снятия головок используйте приспособление (рис. 39). Снимите с блока дизеля медные уплотнительные трубки с резиновыми кольцами.
Установите приспособление (рис. 40) для сжатия пружин клапанов 700-38-2813 на головку. Зацепите крючком приспособления за шпильки- впускной и выпускной труб. Сожмите пружины 1 и 2 (рис.41) клапана и снимите сухарики 5. Снимите приспособление и удалите пружины. Таким же образом снимите сухарики с остальных пружин.
Поставьте головку 8 на плоскость крепления водоотводной трубы и выньте клапаны 4 и 6 из втулок. Выпрессуйте втулки 7 клапанов (рис. 42).
Втулки 14 (см. рис. 41) форсунок 14-69-117-1сп вынимайте только при просачивании воды между втулкой и стенкой головки. Для этого выверните стопорные гайки 11 крепления втулок форсунок специальным ключом. Для выемки втулки в них имеется резьба М30Х2 для съемника. При необходимости выпрессуйте дефлекторы и выверните шпильки.
Запрессуйте в головку цилиндров короткие 10 (
После запрессовки снимите заусенцы по торцу дефлекторов, чтобы они не разрушали резиновые кольца уплотнительных медных трубок. Уложите на дно отверстия под втулку 14 форсунки медное уплотнительное кольцо 15. Смажьте два уплотнительных резиновых кольца 13 железным суриком и наденьте их на втулку. Смажьте торцовую поверхность втулки железным суриком и посадите втулку в отверстие головки до упора в прокладку 15. Уложите на втулку медную прокладку 12 и закрепите втулку в отверстии головки стопорной гайкой 11, завернув ее специальным ключом. Момент затяжки стопорной гайки 170...200 Н/м (17...20 кгс/м). Испытайте головку цилиндров, собранную с втулками форсунок, водой под давлением не менее 400 кПа (4 кгс/см²) в течение 3 мин. При этом течь воды и отпотевание не допускаются. Смажьте моторным маслом втулку 7 клапана и отверстие в головке под втулку. Запрессуйте с помощью оправки, нажимающей на буртик, втулки в головку до упора буртиков в верхнюю плоскость головки. Разверните втулки под диаметр стержня клапана. Диаметр отверстия во втулке под клапаны нормального размера 13+0,035мм. Смажьте гнезда клапанов притирочной пастой. Наденьте на стержень клапана слабую пружину и вставьте его во втулку.
Притрите с помощью специального станка или коловорота клапаны к своим гнездам (рис. 46). При притирке коловоротом с плоским наконечником, нажимая на клапан, поверните его на 180° в обе стороны. Поднимите коловорот и, снова опустив, поверните клапан на 180° в обе стороны. Притрите клапаны до появления на конических поверхностях тарелки клапана и седла ровной матовой кольцевой полоски шириной 2...3 мм.
Промойте керосином клапаны и втулки от остатков притирочной, пасты. Установите клапаны 4 и 6 (
При снятии усилия на пружину сухарики 51-02-15 могут быть выброшены из тарелок, поэтому прежде чем снять приспособление, убедитесь, что сухарики находятся в правильном положении на стержне клапана.
Пружины клапанов должны без перекосов прилегать своими торцовыми поверхностями к головке цилиндров и к тарелкам. Сухарик» должны сидеть в своих гнездах без перекоса. Зазор между сухариками (в разрезе) должен быть не менее 0,5 мм. Снимите приспособление и ударьте молотком с медной или алюминиевой подкладкой по торцу клапана, убедитесь в правильной установке сухариков.
Проверьте клапаны на плотность прилегания к гнездам. Керосин, налитый в отверстия впускных и выпускных каналов, не должен проходить.в местах сопряжения клапанов с гнездами в течение 4...5 мин. Вверните до отказа в головку шпильки крепления стоек коромысел, выпускного и впускного коллекторов и форсунок.
Протрите гильзы, днища поршней и верхнюю плоскость блока, при этом не допускается попадание грязи с плоскости блока в цилиндры. Смажьте прокладки головок цилиндров лаком «Герметик» с двух сторон по контуру на расстоянии 10... 15 мм от наружной кромки и уложите их на плоскость блока отбуртовкой вверх. Установите на блок, в отверстия, соединяющие водяную рубашку блока с головкой, медные уплотнительные трубки с резиновыми кольцами. Продуйте сжатым воздухом и протрите привалочные плоскости головок цилиндров. Установите головки на блок подъемным приспособлением.
Выровняйте головки так, чтобы в поперечном направлении поверхности крепления впускного и выпускного коллекторов лежали в одной плоскости. Допускается несовпадение плоскостей А двух головок с общей плоскостью не более 0,5 мм (рис. 47). Выровняйте головки в продольном направлении так, чтобы обеспечивалось совпадение отверстий во фланцах водоотводной трубы в обеих головках. Наденьте на шпильки рым-проушины. Закрепите головку цилиндров на блоке шестью гайками М22x1,5 и девятью гайками М16x1,5 и шайбами. Шайбы под гайки М22x1,5 устанавливайте шлифованной поверхностью вверх. Закрепите на головках кронштейн топливопроводов высокого давления вместе с топливопроводами.
Затягивайте гайки крепления головки цилиндров в два приема в порядке, показанном на рис. 48. Момент затяжки гаек М22x1,5 — 320...380 Н-м (32...38 кгс/м), гаек М16x1,5 — 180...240 Н-м (18...24 кгс/м). Установите на головки цилиндров прокладки и основания колпаков и закрепите их шестью болтами с пружинными шайбами. Вставьте штанги толкателей в отверстия толкателей, а штанги декомпрессора в отверстия приливов головки. Установите стойки валиков коромысел с валиками и коромыслами на шпильки и закрепите гайками. Подсоедините трубки подвода масла к штуцерам валиков коромысел. Проверьте и отрегулируйте зазоры - между торцами клапанов и коромыслами. Установите колпаки головок цилиндров и другие снятые детали.